Логистика производственных предприятий

Логистика сырья и готовой продукции

В предыдущих публикациях мы раскрыли понятие и суть логистики применительно к предприятиям зерноперерабатывающей промышленности. Данной статьёй мы открываем дорогу к детализации процессов, которые обеспечивает внутренняя логистика в производственной деятельности и поясним почему нужен контроль управления логистикой и важен момент управления транспортом на территории.

По своей сути, всё передвижение зернового и другого сырья и продукции по территории предприятия происходит не хаотично, а по определённым правилам в рамках конкретных процессов. Например, движение сырья.

Рассмотрим данный процесс более подробно. Для того чтобы принять зерновое сырьё на склады для дальнейшей переработки, необходимо выполнить ряд действий, а именно:

  • Проверить сопровождающие груз документы.
  • Выполнить отбор проб для анализа сырья.
  • Произвести предварительный анализ качественных характеристик сырья.
  • Произвести взвешивание транспортного средства с зерновым сырьём.
  • Обеспечить маршрутизацию транспортного средства до точки выгрузки.
  • Выполнить разгрузку транспортного средства с помощью специальных механизмов.
  • Произвести взвешивание разгруженного транспортного средства.

Планирование процесса внутренней логистики на предприятии

В общем, с первого взгляда простая операция включает в себя множество действий, которые должны быть выполнены разными работниками, слаженно, без нарушений последовательности и в отведённые лимиты времени.

Для понимания того, что должно быть спланировано в рамках процесса внутренней логистики при приёмке зернового сырья, проведём краткий анализ всех операций, как должно это происходить в идеальных условиях и понимая, что реалии могут сильно отличаться.


Итак, перед постановкой в очередь на разгрузку, первое – проверка сопровождающих документов. Назначенное должностное лицо - обычно весовщик, проверяет документы: на груз (накладные, СДИЗ), на автотранспорт и водительское удостоверение. Далее производится запись в учетные журналы или в программную систему. И тут возникает масса вопросов, которые должны быть учтены: одна или несколько весовых на въезд, большой входящий поток транспорта (особенно в период уборки) и соответственно большая очередь (по 10 и более машин) на въезд. При этом весовщик не только должен зарегистрировать транспортное средство, но и отрегулировать очередь и произвести взвешивание.


Далее, второе – отбор проб для анализа сырья. Данная процедура может быть выполнена как до взвешивания, так и после, в зависимости от топологии расположения пробоотборника и весовой. Для обеспечения непредвзятого подхода, пробы должны быть обезличены. Потом пробы необходимо передать в лабораторию, которая может находиться в отдалении от пробоотборника. И если отсутствует пневмопровод, то необходимо предусмотреть этот нюанс.


Третье – проведение анализа сырья. На данном этапе решаются вопросы определения качественных характеристик зернового сырья на обезличенных пробах с целью принятия решения – принимается или не принимается зерно для хранения и переработки. Если принято решение о приёмке, то разрешается взвешивание и на основании качественных показателей назначается точка разгрузки транспортного средства и, соответственно, маршрут движения.


Четвертая стадия – взвешивание транспортного средства с сырьём. Данная процедура может проходить как до отбора проб, так и параллельно с пробоотбором. Как было отмечено выше, это зависит от топологии расположения технологических точек (весовая и пробоотборщик). Если качественные характеристики сырья соответствуют установленным значениям, то машина направляется на взвешивание, если нет – то составляется акт отказа в приемки зерна. Весовщик, при выполнении действий по взвешиванию машины должен убедиться в том, что транспорт правильно расположен на весовой платформе и зафиксировать вес в журнале взвешиваний или в программе.


Пятое – маршрутизация на предприятии транспортного средства до точки выгрузки, здесь важно уделить внимание управлению транспортом на территории. Для этого разрабатывается схема перемещения транспорта по территории и расположение точек выгрузки. Схема предприятия с маршрутами движения обычно располагается на въезде и водители знакомятся с ней самостоятельно. Процесс происходит по установленной очереди на разгрузку.


Шестой шаг – разгрузка транспортного средства. Машину в точке разгрузки должен встретить мастер и проконтролировать правильность постановки её на устройстве авторазгрузки. Кроме этого мастер должен убедиться, что машина прибыла в ту точку разгрузки, куда ей было назначено, здесь необходим контроль управления логистикой.


Заключительная итерация – взвешивание порожнего транспорта и оформление документов о приёмке сырья. После разгрузки машина прибывает на весовой пункт и в порядке очереди заезжает на весовую платформу. Очередь должна регулироваться во избежание конфликтных ситуаций. На весовой повторяется процедура, как и при взвешивании брутто. Весовщик оформляет документы и машина убывает с территории предприятия.


Мы привели описание действий при приёмке зернового сырья, которые должны быть спланированы в рамках организации внутренней логистики. Данный процесс, безусловно, можно организовать без средств автоматизации, вручную управляя всеми действиями и полагаясь только на его участников. В этом случае нужно понимать, что управление очередью на разгрузку будет сложной, а скорость обработки каждой единицы транспорта будет невысокой, также как и качество, и достоверность данных. А если очередь на въезд и разгрузку – десятки или даже (в некоторых случаях) сотни машин. Значит, мы обязаны обеспечить высокую производительность системы, следовательно – эффективность.


То же самое касается и процесса логистики в рамках отгрузки готовой продукции.

Подведение итогов

Для обеспечения высокой эффективности, управляемости и достоверности разрабатываются информационные системы, с помощью которых возможна автоматизация всех процессов, связанных с управлением двором и внутренней логистикой, то есть управлением транспортом на территории. Для предприятий отрасли зернопереработки мы разработали программой комплекс «1С: СКУЛ», разработанный ООО «ЦентрПрограммСистем», который интегрирован с учётной системой «1С: БЭКЗ». Вся информация по движению транспорта, сырья и готовой продукции циркулирует в одной информационной системе. В программе также работает весь персонал, участвующий в процессе: диспетчерская служба, операторы весовой, специалисты лаборатории, мастера приёмки, бухгалтеры, … .


Система управляет оборудованием и позволяет автоматизировать деятельность весовой (в том числе работа без весовщика), лаборатории, обеспечить процесс обезличенного приёма сырья, контроль маршрутов, управление очередью и документирование всего процесса.


Опыт эксплуатации таких систем даёт возможность утверждать, что пропускная способность возрастает в 2-3 раза, то есть за 1 час можно разгружать не 5-7 автомобилей с сырьём, 10-15 (при условии пропуска через 1 весовую).


Кроме всего прочего система «1С: СКУЛ» может работать как автономно, так и быть встроена в любую автоматизированную учётную систему, обеспечивающую учет на предприятиях и логистических центрах, где происходит интенсивный траффик транспорта по территории (склады, производство стройматериалов, каменные карьеры, … ) и необходим контроль управления логистикой.


Наш опыт будет Вашим преимуществом для организации идеальной логистики на Вашем предприятии.

Примеры проектов управления двором