Логистика производственных предприятий

Система контроля и управления внутренней логистикой (СКУЛ)

В данной публикации мы наиболее подробно расскажем о том, что представляет собой система управления двором YMS (Yard Management System), которую разработала компания «ЦентрПрограммСистем» для организации процессов логистики на предприятиях, где происходят операции с зерном, а именно: элеваторы, комбикормовые заводы, зерновые терминалы, маслозаводы, крахмальные производства.


Итак, СКУЛ – дословно – система контроля и управления логистикой, уточним – система внутренней логистики на предприятии. Её применение возможно не только на предприятиях зернопереработки, но также на объектах, где необходимо контролировать и организовывать движение различного вида сырья и продуктов его переработки (уголь, щебень, цемент, металл, …).


Система СКУЛ способна работать как автономно, так и быть интегрирована с учётными системами предприятия, а также с внешними информационными платформами. Например: прямая встройка в систему оперативного учёта 1С: БЭКЗ и обмен данными с ЦЛП SmartSeeds.


При необходимости, к СКУЛ подключается управляющее и исполнительное оборудование для координации процессов логистики (датчики, светофоры, шлагбаумы, информационные экраны, средства контроля и идентификации, …).


Также СКУЛ способна обеспечить подключение как технологического оборудования предприятия посредством интеграции с СКАДА системами, так и измерительного оборудования (все виды весов, видеокамеры, датчики, счетчики, спектроанализаторы, …).


Базовые контрольные точки автоматизации процесса управления:

  • накопительные площадки и площадки ожидания;
  • контрольно-пропускные пункты
  • диспетчерский пункт;
  • автомобильные и железнодорожные весовые пункты;
  • пункты отбора проб;
  • визировочные и производственные лаборатории;
  • пункты разгрузки и погрузки транспортных средств;
  • склады и точки перегрузки;
  • точки санитарной обработки и мойки транспортных средств.

Задачи, решаемые системой контроля и управления логистикой на предприятии

  • Регулирование транспортного потока и повышение эффективности использование собственного и привлеченного транспорта заказчика и его поклажедателей.
  • Координирование очереди автотранспортных средств на всех этапах производственных операций.
  • Получение информации о движении транспорта, ее анализ в постоянном он-лайн для внесения корректирующих действий.
  • Управление действиями водителей и персонала предприятия через системы оповещения (смс, голосовые сообщения, письма в эл. почту и чаты).
  • Идентификация транспортных средств и аутентификация персонала на контрольных точках логистического процесса.
  • Частичная или полная автоматизация весовых пунктов вплоть до уровня «весовая без весовщика».
  • Обеспечение лабораторного протокола «обезличенные пробы».
  • Документирование и прозрачность всех процессов в логистической цепочке.

Основные функциональные возможности СКУЛ (класса YMS)

  • Цифровизация процессов управления траффиком автотранспорта по промышленным и производственным площадкам и участкам на предприятии, включая распознавание транспорта, координирование очереди автомашин, сохранение видео/фото-материалов от систем наблюдения и т.п.
  • Архивирование технологических показателей процессов и деятельности пользователей, участвующих в автоматизируемых процедурах.
  • Обеспечение контроля и мониторинг времени нахождения автомобиля с зерном на территории предприятия и на точках маршрута (от заезда на территорию до выезда с неё).
  • Функционал автоматического оповещения должностных лиц (служба безопасности) об инцидентах: проезд без взвешивания, проезд без регистрации, нарушение временных интервалов, … .
  • Автоматическое ведение журналов событий по каждой точке маршрута, по действиям должностных лиц, и т.д.
  • Аппаратный контроль процессов приёмки и отгрузки.
  • Функционал прямой интеграции с учётными системами предприятия и внешними цифровыми платформами.
  • Функционал интеграции с технологическими производственными системами, управляющими системами и различным оборудованием.
  • Обеспечение возможности работы с системой основных пользователей с помощью АРМов (автоматизированное рабочее место) как в стационарном, так и в мобильном варианте.
  • Гибкая настройка параметров системы, в том числе работа с правами доступа.
  • Базовая аналитика с возможностью добавления различных форм.
  • Обеспечение доступа транспортных средств с настроенным приоритетом и контроль «чёрных» списков.

Структура системы класса YMS - СКУЛ

Структурный состав системы контроля и управления логистикой на предприятии (СКУЛ) образует набор модулей, позволяющих реализовать основные функциональные возможности системы:
1.Ядро системы.
2.АРМ(ы) пользователей, в том числе:
- АРМ диспетчера,
- АРМ весовщика,
- АРМ лаборанта,
- АРМ мастера,
- АРМ сотрудника.
3.Модуль интеграции для работы с АСУТП предприятия.
4.Модуль интеграции для работы с внешними информационными системами.
5.Модуль интеграции для работы с информационными сервисами и мессенджерами.

Структурная схема СКУЛ

Логистические цепочки производственных процессов

АРМы ключевых участников процесса имеют функцию настройкипараметров для обеспечения возможности отображения тех вкладок и данных, которые необходимы конкретному сотруднику, при этом параметры отображения данных в самих вкладках могут быть настроены под сотрудника типовыми механизмами управляемых форм.


Вкладки включают в себя: документы, отчеты, наборы полей, табличные части и управляющие элементы (меню, кнопки, и т.п.) и другие объекты 1С. Настройка каждой вкладки (отображение полей) может быть выполнена для каждого АРМ индивидуально администратором системы также через управляемые формы.


Основной состав вкладок и функционал АРМ сотрудников для внесения оперативной информации должен обеспечить работу диспетчера, весовщика и лаборанта. Прочие дополнительные вкладки, содержащие учетную, отчётную и аналитическую информацию, возможно, добавить в этиАРМы при необходимости администратором системы.


АРМы других пользователей в системе YMS для управлении логистикой на предприятии комплектуются вкладками по производственной необходимости.

Пример интерфейса АРМов

Вопросы идентификации системы контроля и управления логистикой

Для идентификации транспортных средств (в том числе и железнодорожного) в системах YMS и проектах автоматизации процессов для управления логистикой на предприятии, обычно применяются следующие способы:

- применение радиочастотных меток (активные и пассивные);

- применение графических кодов (QR код или штрих код);

- распознавание номерных знаков;

- распознавание образов (с помощью применения нейронных сетей).


Все способы идентификации доступны для использования в проектах автоматизации в рамках СКУЛ. Выбор способа зависит от целесообразности, эффективности и стоимости.

Использование оборудования

Как было сказано выше, при реализации проектор по «управлению двором» можно использовать СКУЛ только как программную систему, так и как программно-аппаратный комплекс.


В первом случае, регистрация всех действий с транспортными средствами и грузами в системе контроля и управления логистикой (СКУЛ) происходит в ручном режиме персоналом оперативного контура (диспетчеры, весовщики, лаборанты, …). СКУЛ контролирует прохождение маршрутов и выполнение всех регламентированных операций. Автоматизация минимальна.


Во втором случае, контрольные точки процесса обвязываются оборудованием, которое обеспечивает идентификацию, контроль выполнения операций, документирование, оповещение, регулирование, … и прочие процессы в интересах логистики. Это оборудование подключается к СКУЛ и работает в автоматическом режиме.


Тот или иной способ доступен для реализации проектов. Компания «ЦентрПрограммСистем» обеспечивает полную или частичную комплектацию объектов автоматизации, в том числе производит линейку управляющего оборудования.

Интеграция с АСУТП предприятия

В рамках проекта комплексной автоматизации выполняются работы по интеграции системы СКУЛ с АСУТП предприятия и с промышленными приборами учёта. В зависимости от модели АСУТП настраиваются механизмы СКУЛ, которые позволяют производить автоматическую загрузку данных в программную систему 1С для дальнейшего использования в документах и отчетах отраслевого учёта.


Пример данных:

- количество зернового сырья переданного в переработку, источник данных – бункерные весы;

- количество выработанной продукции, источник данных – весы и счетчики.

Краткое резюме, что в итоге получает предприятие
  • Полноценную систему контроля и управления логистикой на предприятии класса YMS – СКУЛ.
  • Автоматизация и контроль над процессом управления траффиком/движением автотранспорта по территории предприятия, включая идентификацию ТС, управление очередью, хранение архивов данных.
  • Возможность контролирования и мониторинг времени нахождения ТС на территории завода и на точках маршрута (от заезда на территорию до выезда с неё).
  • Получение фотоматериалов и аналитики по прохождению контрольных точек на предприятии при возникновении спорных вопросов с контрагентами при приемке сырья и/или готовой продукции.
  • Получение аналитики по работе каждой контрольной точки с целью оценки эффективности работы сотрудников при приемке сырья и/или отгрузке продукции.
  • Внедрение персональной ответственности за принятие решений в процессе приемки сырья и отгрузки готовой продукции путем идентификации ответственных лиц с сохранением информации в системе для последующей аналитики.
  • Ведение архива изменений настроек технологических значений и действий пользователей, участвующих в процессах.
  • Автоматическое ведение журналов событий по каждой точке маршрута, по действиям должностных лиц, и т.д.
  • Возможность загрузки данных от лабораторных приборов.
  • Возможность загрузки данных от приборов учёта и систем АСУТП.
  • Возможность автоматической рассылки управленческих отчётов и оповещений об инцидентах.
  • Минимизация влияния человека при регистрации веса и показателей качества сырья и продукции.
  • Решение основного спектра задач, связанных с отраслевым учётом и автоматическим формированием регламентированных бухгалтерских документов.

Примеры проектов управления двором