Задачи обезличенной приёмки зернового сырья возникают на предприятиях отрасли достаточно регулярно. И, как правило, эти задачи связаны с вопросами человеческого фактора и скоростью обработки единицы транспорта, которое обеспечивает доставку сырья.
Любой процесс приёмки зернового сырья на элеваторе связан с идентификацией сырья по наименованию и качеству. Это как раз и есть те показатели, которые относятся к компетенции производственно-технической лаборатории предприятия. Искажение значений качественных показателей в ту или другую сторону может привести не только к экономическому ущербу, но и к юридической ответственности. Поэтому для исключения возможных манипуляций применяются механизмы обезличивания приёмки зерна. Рассмотрим эти механизмы в рамках автоматизированной системы, как наиболее эффективный способ.
Локальная задача – закодировать поставщика и перевозчика сырья. Для этого прибывший для разгрузки автотранспорт регистрируется в диспетчерском пункте. В информационной системе ему присваивается цифровой идентификатор и выдается электронный пропуск-метка, которая служит для доступа к точкам технологического процесса: отбор проб, взвешивание и выгрузка. Сопровождающие входящее сырьё документы исключаются из оборота и недоступны участникам процесса. Таким образом, в точке отбора проб система идентифицирует автомобиль не по государственному номеру, а по цифровому маркеру. Отобранные пробы автоматически помечаются графическим кодом, который привязан к документу регистрации. Таким образом, поступившие в лабораторию образцы не имеют имени поставщика и перевозчика, соответственно, лаборант освобождается от необходимости сознательно манипулировать показателями анализов.
Следующий шаг – внесение персоналом лаборатории полученных показателей анализа зернового сырья в информационную систему. Экранная форма ввода качественных показателей отображается после сканирования графического кода, которым был промаркирован отобранный образец сырья. В ней также отсутствует, какая либо информация по принадлежности к поставщику и перевозчику. Таким образом, происходит обезличивание сырья на этапе отбора проб и проведении лабораторных анализов.
Далее – взвешивание. Эта важная процедура и тот этап, который подлежит самому строгому контролю. Действия происходят на весовом пункте. Для обезличивания процесса необходимо полностью исключить человеческий фактор. Существующие технологии автоматизации позволяют обеспечить взвешивание автомобиля без участия весовщика, то есть весовая без весовщика. Автотранспорт получает доступ в пункт взвешивания также, как и в предыдущем случае – через процедуру идентификации. То есть автоматизированная система по итогам прохождения точки лабораторных исследований принимает решение о доступе на следующий этап – взвешивание. Положение транспорта на весовой платформе и принятие решение о регистрации веса происходит также автоматически по заданным алгоритмам. Вес фиксируется в документе о взвешивании без участия оператора, таким образом, происходит обезличивание процедуры взвешивания. Похожим способом происходит выгрузка зерна.